Основной принцип нашего общения с детьми – это уважение к личности ребенка. Мы считаем, что дети – они такие же, как взрослые, только маленькие. И каждый ребенок уникален. Главная ценность – это индивидуальность ребенка, его непохожесть на остальных.
Дети бывают разные: одни из них всегда активные, подвижные, общительные, другие – более закрытые, им нравятся спокойные игры и нужно время, чтобы побыть наедине с собой. И мы принимаем ребенка таким, какой он есть, с его особенностями, с его начинающим формироваться взглядом на мир, его интересами. Одни дети любят рисовать и танцевать, другим больше всего нравится математика. Конечно, мы учим математику со всеми. Но ни в коем случае это не происходит насильно, потому что так «надо» или потому что так «правильно».
Важно предоставлять ребенку выбор деятельности, ведь именно так можно раскрыть его таланты (которые часто лежат там, где родители и не ожидали их найти). Поэтому в нашем садике так много времени уделяется развитию детей: как творческому, так и интеллектуальному.
Очень важно дать ребенку свободу, ведь именно благодаря ей ребенок учится делать выбор, понимать свои желания (а это не так просто сделать даже взрослым в ситуации выбора) и, конечно, нести ответственность за свой выбор. Зачем мы это делаем? Ведь гораздо проще с точки зрения дисциплины сказать всем детям, что и как они будут делать. Но мы считаем (и это подтверждается психологией развития), что только так и никак иначе формируется умение нести ответственность, причем не только в определенной ситуации, но и в будущем —ответственность за всю свою жизнь. Наверно, Вы часто можете слышать такие фразы: «Вот если бы не он/она/оно/ситуация, у меня бы все было иначе», «Мне просто не повезло…», «Меня заставили родители/начальник/жизнь…», «У меня не было другого выхода, кроме…» и т.д. Все они говорят об одном: человек сваливает вину на окружающих, вместо того чтобы самому брать жизнь в свои руки. Так как это частое явление в нашем обществе, мы особенно много внимания уделяем формированию ответственности уже в столь юном возрасте, чтобы потом, уже повзрослев, ребенок мог сказать:«Я выбрал сделать это», «Я недостаточно старался и понимаю это, я понял что нужно делать иначе», «Я сам создал свою жизнь и благодарен за те уроки, которые получил».
А как же границы? Ведь дети, в силу своего возраста, еще много не знают и не умеют и, в конце концов, давать им полную свободу – это опасно для здоровья. Можно добавить, что без границ ребенок теряется, он
начинает чувствовать себя неуверенно, ребенку в этом возрасте нужно четко знать что можно, а что нельзя. И границы очень важны для развития. Кроме того, что благодаря им мы можем обезопасить игры, это снимает у детей внутреннее напряжение. Поэтому, конечно, без границ никуда. И мы очень настоятельно советуем всем родителям выстраивать четкие границы. Причем они ни в коме случае не должны быть ситуативны: «Сегодня у меня хорошее настроение, поэтому можешь лечь спать позже». Правила должны быть очень четкими и понятными, затем они и нужны. Но внутри этих границ важно предоставлять свободу, о которой мы говорили.
Что насчет социализации ребенка? Даже если он от природы интроверт, то есть достаточно замкнутый и ему нужно время, чтобы побыть одному, ему ведь в любом случае придется общаться с другими детьми, воспитателями, потом – с учителями в школе. Как сделать так, чтобы с одной стороны, не подавить индивидуальность ребенка, а с другой – адаптировать его к обществу? И здесь очень важен баланс. Важно предлагать ребенку такие формы общения, которые соответствуют его индивидуальности, научить его проявлять себя в социуме таким, какой он есть. И делать это успешно.
Подводя итог, можно сказать, что основные принципы в нашей работе с детьми – это уважение к ребенку, раскрытие его индивидуальности, предоставление свободы внутри четких границ и формирование ответственности и, конечно, успешная социализация.